172381 Тверская обл., г.Ржев, ул.Косарова 67
Версия для слабовидящих
Наш телефон:
8 (48232) 2-07-33
Наш e-mail:
gbu-rcdpov@mail.ru
Круглый стол: «Аутизм: Проблемы. Опыт работы» «Формирование социально-бытовых навыков у детей с аутизмом»

Государственное бюджетное учреждение
«Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями» города Ржева


Круглый стол:
«Аутизм: Проблемы. Опыт работы»

«Формирование социально-бытовых навыков
у детей с аутизмом»


Подготовила:
Рубанова Марина Викторовна,
воспитатель старшей группы,
I квалификационная категория

Ржев, 2019 г.

Я, Рубанова Марина Викторовна работаю воспитателем в старшей группе дневного пребывания.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для педагогов. В своём выступлении хочу остановиться на формировании социально- бытовых навыков и навыков самообслуживания у ребёнка с аутизмом.

У большинства аутичных детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связано с нарушениями коммуникации и мотивации, произвольного сосредоточения и целенаправленности, особенностями моторного развития, сверхчувствительностью, гиперсензитивность (тревожное, уклоняющие, избегающие расстройство личности) и страхами.

В результате, естественные способы овладения социально-бытовыми навыками, характерные для обычных детей, становятся недоступными при аутизме. В коррекционной работе аутичными детьми развитию социально-бытовых навыков придается исключительно большое значение: если они сформированы, его будет гораздо легче интегрировать в любой коллектив.

Прежде чем начинать обучению тому или иному навыку, необходимо провести обследование (наблюдение, работа с родителями) и выявить, что ребенок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют ребенку овладевать бытовыми навыками.

Практически всегда необходим подготовительный этап (повседневное совместное ,многократное проживание бытовых ситуаций) в ходе которого нужно организовать ребенка:
• убрать страх, выработать привыкание к новому месту, к новым людям
• научить его имитировать
• выполнять инструкцию
• концентрировать внимание на том виде деятельности которому его обучают

При этом нельзя забывать, что у некоторых детей отмечаются гиперчувствительность и страхи, препятствующие овладению тем или иным навыком.

Например, если ребенок не ходит в туалет из-за того, что боится шума воды спускаемой из бочка, заходить в ванную из-за звуков трубах, мыться, если вода однажды попала ему в глаза. Одеваться так как в прошлом испугался узкого воротника свитера, не хочет чистить ковер, потому что не переносит звука работающего пылесоса. Идти гулять, потому что боится соседской собаки или лифта. Негативизм может быть преодолён, если педагоги понимают, что стоит за отказом ребёнка, терпеливо ободряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации. То формированию этих навыков предшествует предварительная работа.

Следует отметить, что подготовительный период не должен затягиваться, иначе страхи фиксируются, помощь взрослых в самообслуживании и в быту становится привычной, приобретает характер зависимости и постепенно превращается в стереотип, соответствующий сензитивный ( Сензитивный период развития –период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) . период уходит, овладеть навыком становится все труднее.

К каждому ребёнку необходим индивидуальный подход.

Лучше всего начинать с тех навыков, которыми дети обычно овладевают самостоятельно либо по подражанию или после обучения:
• опрятности в туалете,
• мытьё рук,
• одеванию и раздеванию,
• чистки зубов,
• пользование носовым платком,
• уборка игрушек,
• мытье посуды и т.д.

Кроме того, выбранные навыки должны часто встречаться в повседневной жизни ребенка.

После того, как мы выбрали, необходимо разработать программу обучения и создать необходимые условия для овладевания.

Пример:
Прежде всего, надо продумать распорядок дня ребенка, отметив моменты, когда он должен переодеваться. Обычно это происходит не менее четырех раз в день:
утром(снять пижаму, надеть домашнюю одежду);
в течение дня (на прогулку; с прогулки);
вечером (снять домашнюю одежду, надеть пижаму).

Затем решить, где ребенок будет переодеваться. Лучше сделать так, чтобы процесс каждого переодевания осуществлялся в определенном месте. Например, утреннее переодевание может происходить около кровати, где ребенок спит. Переодевание на прогулку и с прогулки желательно организовать в раздевалке.

Каждое место для переодевания должно быть, по возможности, ограничено какими-либо пространственными рамками. Например, стул, на спинке которого висит одежда, может стоять у стены между шкафом и кроватью. Когда ребенок встанет с постели, его следует сразу подвести к стулу, усадить на него, затем направлять к частично самостоятельному выполнению операций по переодеванию.

В начале обучения важно, чтобы все происходило быстро и энергично. В связи с этим физическая помощь является почти полной: руками ребенка быстро снять пижамные штаны, положить их на кровать взять трусы со спинки стула, надеть их, взять шорты и.т.д.

Желательно, чтобы вся одежда легко надевалась ( без пуговиц, кнопок и молний), была удобной и комфортной для ребенка. Основная задача- «удержать» ребенка в ситуации одевания так, чтобы он не успел отвлечься. Если последовательно проводить обучение таким образом во время всех переодеваний, ребенок достаточно быстро научиться оставаться на одном месте и, если не сразу быть самостоятельным, то , по крайне мере, участвовать в одевании.

Например, при обучению застегиванию пуговиц сначала используется тренажеры с крупными пуговицами и петлями, в которые легко проходят пуговицы. При обучении используют физическую помощь и поощряют ребёнка за то, что он пытается самостоятельно застегнуть пуговицы. Затем ребёнку предлагают тренажеры с более мелкими пуговицами и более тугими петлями. Количество тренажеров, которые могут понадобиться, варьируют от 2 до 5. Затем ребёнка учат застёгивать пуговицы на себе, что значительно сложнее, чем на тренажере на этом этапе может потребоваться дополнительное обучение.

Итак, социально-бытовая адаптация заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной, трудовой, морально-волевой, физической готовности. Освоение социально- бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

 

Дата создания: 28-06-2019
Дата последнего изменения: 08-07-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: